АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 442
Зарегистрирован: 24.12.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.17 18:56. Заголовок: Англия Плантагенетов и не только.


Пожалуй Времена правления в Англии Плантагенетов мои самые любимые. А потому и информацию по этому времени я собираю с особым интересом.
Ну и для затравки портрет Иоана (Джона), безземельного, которого дивно очернили в историях о Робин Гуде, выставляя куда худшим королем, чем его старшего брата Ричарда I Львиное сердце.

Джон был каким угодно, но уж точно не худшим правителем, чем Ричард, который и вовсе страной не занимался, а всю казну тратил на крестовые походы.
А еще Джон был довольно красивым мужчиной и любимцем женщин.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 7 [только новые]


moderator




Сообщение: 1580
Зарегистрирован: 12.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.17 19:04. Заголовок: Это, конечно во мног..


Это, конечно во многом личное мнение одного из неплохих авторов историков, но мне нравится.

О средневековой медицинско-банно-прачечной проблеме


Тема банно-прачечных проблем в Средневековье оказалась настолько острой, что мне не осталось ничего другого, как только начать ее раскапывать собственными силами. В дискуссии была, например, высказана экзотическая мысль о том, что медицины, как таковой, в Средние века и не было, а так называемые врачи применяли к больным прямо-таки палаческие методы. Одним из аргументов было то, что и цирюльники пользовали страдальцев. Ну, по этому поводу я помещу отдельную статью, из которой все станет понятным. Надо сказать, что по гуглу все ссылки на слово «цирюльник», кроме одной-двух, упорно отождествляют это понятие с делами парикмахерскими. Та же история, что и с понятием «плебей» - полное искажение изначального смысла.

Не являясь ни в коем случае специалистом в истории медицины, я все-таки неоднократно встречала в литературе информацию о том, что медицина в Средневековье чувствовала себя очень даже неплохо. Более того, то, что может нам показаться вопиющей чепухой, на самом деле таковой не являлось. Хорошим примером может быть история с так называемым безоаром, камнем, который служил, как верили в те времена, мощным противоядием. Извлекали его из желудка жвачных животных, хотя средневековые специалисты по рекламе «продавали» клиенту совсем другие истории. Совсем как в наши дни.

Так вот, уже в 20-м веке американский химик Э. Бенсон, исследуя камни, извлеченные из желудка жвачных животных, предположил, что они действительно способны обезвреживать соединения мышьяка. Между фосфорнокислыми солями, которые в большом количестве содержатся в камне, и ядовитыми соединениями трехвалентного мышьяка происходит реакция обмена: вместо соли мышьяка в раствор переходит безвредное соединение фосфора. Кроме того, пятивалентный мышьяк связывается в нетоксичный комплекс белковыми соединениями безоарова камня.

Почему именно мышьяк? Потому что в Средние века именно мышьяк стал основой для приготовления ядовитых смесей, вытеснив растительные яды. Лично я думаю, что это произошло потому, что растительный яд убивает безжалостно, но быстро, а вот умелое пользование мышьяком могло растянуть мучения жертвы надолго. Хотя можно найти и более практичное объяснение: скармливаемый малыми дозами мышьяк вызывает симптомы, сходные с болезнями пищеварительной системы, поэтому у отравителя оставался хороший шанс, что смерть врага спишут на естественные причины.

Что касается утверждений незабвенного Абсентиса по поводу того, что христианство убило гигиену, то этому противоричит много фактов. Именно монастыри хранили, переписывали, дополняли медицинские трактаты, аргументировали в своих сочинениях со светилами древности, устраивали госпитали, лечили больных, составляли описания болезней и методы борьбы с ними. С тезисами Абсентиса спорят и другие факты, как то наличие и процветание в средневековой Европе санэпидемстанций, специализированных врачей и инспекторов-эпидемиологов, карантинов. Если люди имели вполне правильное представление о санитарии, они просто не могли не понимать значения личной гигиены. Другое дело общественные бани, их присутствие и отсутствие. Это вообще отдельный вопрос.

Да, народ норовил и тогда нагадить там, где жил, психология обывателя с тех времен ничуть не изменилась. Достаточно пройти и сегодня по улице любого города в субботу ранним утром, до того, как улицы начнут очищать от последствий гулянок минувшей ночи.

Да, и тогда высказывались довольно глупые взгляды на то, как пользовать больных – как высказываются они и сейчас. И тогда, как и сейчас, добросовестные медики старались против вредных глупостей бороться.

Да, и тогда ловкие мошенники умели выманивать у простаков деньги, избавляя их от, например, глупости, как на известной картине Босха. А сейчас простаки идут чистить ауры или снимать родовые проклятья. И с тем же успехом.



Мир вообще мало изменился. Например, в европейской медицине XII—XV вв. осмотр мочи был одним из основных средств постановки диагноза. Изображение уринария — сосуда для сбора мочи, даже стал одним из символов медицины.

В XIII—XIV столетиях различали несколько сот разновидностей мочи, из них 20 разновидностей по цвету (различали, например, 6 оттенков белого цвета), несколько десятков разновидностей — по количеству плавающих примесей и так далее.

Рассматривая мочу, врачи пытались не только поставить диагноз и составить прогноз лечения болезни, но определить возраст, пол и характер больного. Часто врач отказывался от осмотра больного. Достаточно было того, что кто-нибудь из его родных или знакомых приносил мочу в дом врача.

Что мы имеем сегодня? Анализ мочи приносится в лабораторию, где его исследует машина. Если машина не выявила никих отклонений от нормы в данном образце, то дальнейший разговор с врачом строится так:
- Ага, посмотрим анализ... Все хорошо!
- Но у меня бок болит невыносимо уже две недели!
- Ну, придется потерпеть. С вами все в порядке, анализ ничего не показал.

В XIV столетии врачи Королевской коллегии врачей в Англии предложили запретить членам коллегии давать советы больным без их обследования, на основании одного лишь вида мочи. В XXI столетии такого запрещения пока в муниципальные поликлиники не поступало.
(с) MirrinMinttu

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 932
Зарегистрирован: 07.11.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.17 17:18. Заголовок: Хорошая новость для ..


Хорошая новость для тех, кто любит Робин Гуда: он «взаправду» был. Плохая новость: это был не один человек. Есть несколько очень подходящих кандидатов, один другого лучше.

Судя по фразам из различных юридических документов, этим именем называли любого находящегося в розыске преступника в 13-м веке. Типа «Вася Пупкин» в наши дни – типаж. Роберт в те времена было именем более, чем часто встречающимся. Hood, головной убор типа капюшона, был тоже стандартной деталью костюма. Во всяком случае, от Беркшира до самого севера Англии за период с 1261 до 1300-го упоминается не менее восьми «робингудов».

Первое упоминание о конкретной личности, а не просто об абстрактном образе бегдеца от провосудия, дает Эндрю Уинтонский в своих «Оригинальных Хрониках» Шотландии, ссылаясь на манускрипт 1283 года (сама книга написана в 1420-м):

Lytil Jhon and Robyne Hude
Wayth-men ware commendyd gude
In Yngil-wode and Barnysdale
Thai oysyd all this tyme thare trawale


Джон Фордунский в своих «Шотландских Хрониках» (написаны, вернее собраны в 1377 – 1384 гг) дает несколько пассажей о Робин Гуде. Эти Хроники переиздал в 1440-м году Уолтер Боуер, который находит в Хрониках много пересечений с балладами о Робин Гуде, к его времени уже популярными. Боуэр помещает историю Робин Гуда после описания восстания Симона де Монфора. Этот, правда, рассорился отнюдь не с королем Джоном, а с его сыном, Генрихом III. И да, в его рядах служил некий Роджер Гудберд, который, после поражения де Монфора, обосновался действительно в Шервудском лесу, и собрал там банду разбойничков.

Шерифом Ноттингема был в то время Реджиналд де Грей, и он схватил Гудберда в первый раз в 1270-м году, но тому удалось бежать. Более того, местный рыцарь, Ричард Фолиот, дал приют Гудберду в своем замке, пока, в 1272 году, войска шерифа не взяли замок штурмом, и не арестовали Роджера Гудберда. Хотя историки спорят, что замок штурмовал не шериф Ноттингема, а шериф Йоркшира, только неясно, который: подходят или Роджер ле Стрэйнж (шериф в 1270 – 1274гг), или Джон де Октон (шериф в 1267 г, когда началась история с Гудбердом, и который, логически, мог за ним гоняться все эти годы). К тому же, есть слухи, что штурма замка Фенвик не было, а Роджер Гудберд сдался шерифу после того, как замлк был осажден. Ричард Фолиот очень подходит на роль рыцаря Ричарда Ли еще и потому, что Фолиот владел землями в Тургартуне и Ли.

Сын реального Ричарда Фолиота (тоже Джордан) никого не убивал, но сэр Ричард именно в то время активно добивался помилования для некоего Джордана Брамвича, который убил своего родственника Джона Брамвича.

Суда Гудберду пришлось ждать три года. Суд состоялся в Тайэре, и Гудберд был помилован Эдуардом Первым, вернувшимся из крестового похода. После этого Гедберд вернулся к себе на ферму, где жил до самой смерти, не причиняя вреда королевской власти. Вполне понятно, почему у Боуэра не было сомнений, что Робин Гуд – это Роджер Гудберд.

Нашелся и Роджер де Донкастер. Почему он так стремился избавиться от Гудберда? Потому, что король дал ему право на добычу древесины в Шервудском лесу! Это было в 1267 – 1270 гг. Проблема в том, что Роджер де Донкастер уводит нас совсем к другому аббатству, не к Кирквуду, а к Лентону. Впрочем, практически нет сомнений в том, что «могила Робин Гуда» была сконструирована в середине 17-го века, так что... А если Робин Гуд был Роджером Гудбердом, то никакая абатисса его никогда не предавала, и Роджер де Донкастер его не убивал.

Но вот ведь незадача: был и другой подходящий Роджер де Донкастер, и другой подходящий кандидат на роль Робин Гуда, да и другие персонажи (Маленький Джон и Уилл Скателок/Скарлет), и это уводит нас в 1300-е годы, в Вэйкфилд. А если искать Робина Локсли, то это еще одна история.

Так что продолжение следует! Надо признаться, что хоть информации и много, работа быстро продвигаться не хочет, потому что факты рассеяны там и тут.
(с) MirrinMinttu

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 424
Зарегистрирован: 08.09.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.17 20:40. Заголовок: Следующий кандидат в..


Следующий кандидат в Робин Гуды может быть ассоциирован с человеком, который был арендатором в Вэйкфилде во времена восстания Томаса графа Ланкастерского в 1322 году. Эту теорию поддерживали антиквар Джозеф Хантер, доктор Уолкер из Йоркширского Археологического общества, и Валентин Харрис.



Первые сведения о Робин Гуде относятся в 1316 году, когда он со своей женой Матильдой купили участок земли в Бэкхилле. В 1322 году граф Томас Ланкастер восстал против короля Эдуарда Второго, и после поражения у Борроубридж его сторонники были объявлены вне закона, а земли их конфискованы.



Вэйкфилдский конфискационный лист включает «новую постройку в Бэкхилле». 1323 год король Эдуард провел на севере, в том числе и в Ноттингеме. С апреля 1324 года платежная ведомость отмечает серию платежей, сделанных некоему Родин Гуду, камердинеру, которые через несколько месяцев прекратились. Ему была выдана приличная сумма денег и освобождение от службы. Причиной была указана "невозможность больше работать". Критики этой теории настаивают на том, что камердинер Робин Гуд просто получил пенсию по старости.

Всё это очень подходит к событиям, описанным в том же Geste. Баллада не объясняет, как Робин стал разбойником, то есть ничто не мешает предположить, что он был одним из тех, кто поддержал Ланкастера. И, так же, как персонаж баллады, этот Робин Гуд мог явиться в Ноттингем, получить помилование короля, поступить к нему на службу, и потом уйти обратно в лес.



Некоторые подтверждения этой теории имеются. Во-первых, Вэйкфилд находится рядом с Барнсдейлским лесом, который ранние баллады называют местом локации Робин Гуда и его банды. Более того, баллады содержат такие местные детали, которые могли быть известны только местным. Например, эпизод с двумя монахами, которых разбойники ограбили. Были такие монахи. Их на пути из Глазго к югу ограбили некие разбойные лучники. Далее, в Geste упоминается ”comely King Edward”, а Эдуард Второй был известен своей красотой. Кирклесская часть баллады тоже вполне возможна. Там говорится о том, что Роджер де Донкастер был любовником приорессы в Кирклессе. Вот что пишет епископ Йоркский в 1315 году о том, что он слышал «скандальные слухи о монахинях... тайком принимающих у себя как монахов, так и мирян, и остающихся с ними наедине в потайных местах, что вызывает мысли о грехе». Так вот, Робин просто появляется у ворот женского (!) монастыря, просто стучит в окошко в воротах, и его без вопросов впускают! (Лично мне этот эпизод всегда казался подозрительным).



Валентин Харрис попытался также идентифицировать по судебным хроникам Вэйкфилда остальных членов шайки Робин Гуда. Хотя в балладах и говорится о том, что у Робина в подчинении была сотня молодцов, но конкретно ведь называются и переходят их баллады в балладу только несколько. Харрис нашел Адама Скакелока, который мог быть Уиллом Скателоком из баллад (почему нет, там его имя здорово изменяют все время), и нашел Джона Найлера, который мог быть Маленьким Джоном по описанию. Нашлись сэр Ричард Ли, а также Роджер де Донкастер. Одно но: судя по судебным записям, характеры этих людей совершенно не соответствовали характеру их тезок из баллад.

К слову, те же судебные записи упоминают не одного, а троих Робин Гудов – имя нередкое. Да и Донкастеров нашлось двое, хотя один из них, капеллан, вряд ли мог переродиться в балладе в рыцаря. Есть и другие сложности с доказательством того, что Робин Гуд из баллад и Робин Гуд из Вэйкфилда были одним лицом. Главное – то, что в тех местах Эдуард Второй никак не мог считаться хорошим королем. Это Томас Ланкастер был чуть ли не местным святым, а Эдуард был плохим захватчиком. А монахини... Ну, йоркширские монахини скандализировали общество лет 60, как пишет историк Эйлин Пауэр.

Лично мне эта теория не нравится вовсе. Странно, что в Гудбердской теории досканально совпадают события, но не имя, а в Вэйкфилдской совпадает только имя и место действия.
(с) MirrinMinttu


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 76
Зарегистрирован: 07.12.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.11.17 19:12. Заголовок: В шестнадцатом веке ..


В шестнадцатом веке Робин Гуд был, так сказать, произведен в рыцарское звание. Он стал не менее, чем графом Хантингтонским, Робертом Локсли. Надо сказать, что к тому времени Робин Гуд и его товарищи уже стали обязательным атрибутом в праздниках Майского Дня – не по всей Англии, но достаточно широко.

При веселом короле Генри Восьмом в Робин Гуда стали играть ролевки даже при дворе! Разумеется, аристократам было не к лицу играть в какого-то йомена-разбойника, поэтому для популярного героя довольно легко нашлась подходящая родословная, и история о разбойнике превратилась в драму о борьбе за справедливость, о коварстве и любви. Даже в день коронации Чарльза Второго, в Ноттингеме игралась пьеса «Robin Hood and His Crew of Soldiers», по вполне очевидным ассоциациям.

В 1598 году драматург Энтони Мунди пишет драму «Падение и смерть Роберта, графа Хантингтона». Там появляется и леди Мэрион, хотя не без проблем: в первых 781 строках она зовется Мэрион, а потом вдруг превращается в Матильду, хотя далее по ходу уточняется, что Матильда переименовала себя в Мэрион, присоединившись к Робину и его молодцам. Есть путаница с именами и у других персонажей: лорд Солсбери становится... Обри де Вером (!), например. Словно была сделана позднее попытка привязать персонажей покрепче в исторический период.

А вообще-то в сборнике Чайлда подругой Робина-йомена была никакая не леди, а (само собой) пастушка, Коринда. Это баллада «Robin Hood's Birth, Breeding, Valor and Marriage» ссылка, написанная уже гораздо позже «первопачальных» - фанфик, можно сказать. В ней Робин ассоциируется с Робином из Вэйкфилда.
Поскольку в баллады и легенды о Робин Гуде входят Кирклесс, Барнсдейл, Хантингтон, и Ноттингем, подходящим кандидатом оказался Роберт де Локсли. Который действительно был землевладельцем в Хантингтоне, а его ближайшим соседом был Вильгельм де Ловтот, шериф Ноттингемпшира и Дербишира. Это подтверждается земельными записями в Хантингтоне от 1242 и 1247 гг. (по большей части, по поводу земельных раздоров с соседями).

В 1702 году Томас Гэйл, историк-классик, пришел к выводу, что Робиг Гуд умер 24 декабря 1247 года. Профессор Холт подтвердить настолько точную дату не захотел, но признал, что хронологически биографию Робин Гуда можно обозначить так: Робин живет своей жизнью в 1190-х годах, оказывается вне закона в 1225 году, умирает в 1247 году (что сходится с упоминанием о двадцати двух годах, проведенных в лесу – в Gest) и становится легендой к 1262-му году. И это очень сходится с биографией Роберта де Локсли.

В восемнадцатом веке Робин начиет появляться в пьесах и балладах, как персонаж комический, смешнее которого выглядит только шериф Ноттингемский. А вцелом список баллад вот он:

Ранние баллады (сохранившиеся в копиях 15-16 вв)
A Gest of Robyn Hode

Robin Hood and the Monk

Robin Hood and the Potter

Баллады, появившиеся в 17-м веке (Percy Folio)
Первые четыре баллады найдены только в копиях 17-го века, но явно являются средневековыми.

Robin Hood's Death

Robin Hood and Guy of Gisborne

Robin Hood and the Curtal Friar

Robin Hood and the Butcher

Robin Hood Rescuing Will Stutly

Robin Hood Rescuing Three Squires

The Jolly Pinder of Wakefield

Robin Hood and Queen Katherine

Другие баллады

A True Tale of Robin Hood

· Robin Hood and the Bishop (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch143.htm)

· Robin Hood and the Bishop of Hereford (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch144.htm)

· Robin Hood and the Golden Arrow (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch152.htm)

· Robin Hood and the Prince of Aragon (www.lib.rochester.edu/camelot/RH/chprince.htm)

· Robin Hood and the Ranger (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch131.htm)

· Robin Hood and the Scotchman (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch130.htm)

· Robin Hood and the Tanner (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch126.htm)

· Robin Hood and the Tinker (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch127.htm)

· Robin Hood and the Valiant Knight (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch153.htm)

· Robin Hood Newly Revived (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch128.htm)

· Robin Hood's Birth, Breeding, Valor, and Marriage (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch149.htm)

· Robin Hood's Chase (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch146.htm)

· Robin Hood's Delight (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch136.htm)

· Robin Hood's Golden Prize (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch147.htm)

· Robin Hood's Progress to Nottingham (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch139.htm)

· The Bold Pedlar and Robin Hood (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch132.htm)

· The King's Disguise, and Friendship with Robin Hood (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch151.htm)

· The Noble Fisherman (www.sacred-texts.com/neu/eng/child/ch148.htm)






Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 1581
Зарегистрирован: 12.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.17 16:35. Заголовок: Гретна-Грин


Гретна-Грин
Читая множество историй про Англию и Шотландию мне часто встречалось название Гретна-Грин. Это такое местечко на границе Англии и Шотландии, но территориально принадлежит оно Шотландии. И знаменито тем, что там издавна проводилось множество свадеб.
В 1753 году в Англии и Уэльсе было ужесточено положение о браке. Согласно новому закону, предложенному лордом Хардвиком, пары младше 21 года могли венчаться только с согласия родителей или опекуна. Стало обязательным оглашать имена жениха и невесты в церкви или предварительно приобретать лицензию на брак, проводить церемонию в церкви в присутствии свидетелей. Эти ограничения не имели силы на территории Шотландии, где юноши и девушки могли вступать в брак, не спрашивая разрешения, соответственно с 14 лет и 12 лет. Для этого было достаточно в присутствии свидетеля назвать друг друга супругами.
Поскольку деревня Гретна-Грин была первым населённым пунктом по ту сторону границы на дороге из Лондона в Шотландию, она на целых два столетия стала популярным местом, где несовершеннолетние влюблённые могли заключать брак в обход английского закона. Церемонию обычно проводил глава общины — кузнец, чья кузница стояла в центре деревни, на пересечении пяти старых дорог. Кузнецов Гретна-Грин называли «священниками наковальни» — подобно тому, как мастер соединял раскалённые металлы на наковальне, он «ковал» и союз влюблённых, убежавших в Шотландию, чтобы пожениться,] — а сама наковальня стала символом заключаемых там браков. Тысячи пар женились также на постоялых дворах и в гостиницах деревни. Так, именно в Гретна-Грин британский авантюрист Эдвард Уэйкфилд взял в жены 15-летнюю Эллен Тернер, наследницу состоятельного семейства.
В 1856 году был принят новый закон, согласно которому браки в Гретна-Грин могли заключаться лишь в том случае, если один из пары провёл в Шотландии 3 недели до церемонии. Однако это не остановило поток желающих пожениться, а лишь сократило их количество. Затем в 1939 году вышло постановление о том, что брак вправе регистрировать только священник либо чиновник бюро записи актов гражданского состояния. Этот закон положил конец «кузнечным» свадьбам в Гретна-Грин. Тем не менее деревня до сих пор пользуется популярностью среди влюблённых. Ежегодно на территории Шотландии заключается около 30 тысяч браков, и каждая шестая пара выбирает местом своей свадьбы Гретна-Грин. При этом большинство новобрачных (примерно 86 %) не являются жителями Шотландии. У молодоженов — которые перед тем узаконили свои отношения в церкви или регистрационном бюро — есть возможность провести обряд бракосочетания в старой кузнице.






Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 7553
Зарегистрирован: 01.02.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.17 23:48. Заголовок: Совсем тихо: мой кня..


Совсем тихо: мой князь...

<<Ангелы летают, потому что легко к себе относятся>> Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 1582
Зарегистрирован: 12.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.17 14:05. Заголовок: Мифы и правда о Средневековье


и опять из записей MirrinMinttu
Мифы и правда о Средневековье

Я не собираюсь держать речь в защиту Средневековья. Оно в защите не нуждается. Достаточно походить по тематическим выставкам и внимательно посмотреть на экспонаты, чтобы понять, как мало, по сути, человек и его привычки, уклад его жизни изменились за сотни веков, не то что за какие-то несколько десятков.
Навряд ли средневековье, и даже античные времена так ли уж отличались от того, как мы привыкли жить. Да, у нас теперь есть техника (хотя она была всегда: устройство, помогающие бросать копья на очень большие расстояния и с большой точностью - это тоже техника). Но вот скажите, насколько на нашу бытовую жизнь влияют невероятные открытия и научные перспективы дня сегодняшнего? Да мы и не знаем о большей их части.

Итак, мифы. Хочу добавить по нескольким пунктам кое-что.

1. Все рыцари были тупыми, грязными, необразованными мужланами



Необразованными рыцари не были, это точно. И писать могли, и читать, да еще и не на одном языке. И точным наукам их учили, и изящным. Другое дело, что одни были одареннее других, и что наверняка, как и в наши дни, часть рыцарей со счастливым вздохом забывала науку, отмучавшись в учении должное количество лет.

Да, часть рыцарей, феодалов, отличалась сословной слепотой и отсутствием умения осознать ответственность за тех, кому они были обязаны своим благосостоянием. Это можно назвать тупостью. Свидетельства тому - крестьянские восстания. Но ведь большинство рыцарей-феодалов были другими, именно поэтому живы легенды об одиозных фигурах феодалов-тиранов. Если их поведение ужасало современников, значит, оно не было типичным.

Были ли рыцари грязными? Хммм... Здесь в Обоснуе как-то прозвучал вопрос, как же рыцарь "облегчался", будучи закованным в многокилограмовую сбрую, которую сам он и снять-то не мог? В ответ кто-то процитировал Абсентиса, что, дескать, в латы и облегчались. Очевидно, в тот момент никто не подумал, что в полных латах средневековый рыцарь находился лишь иногда: на турнире, в битве и в поединке. Походные латы были лишь частичными, и включали обычно кольчугу и шлем. Наверняка рыцарь во время похода и после трудов ратных пах соответственно. Но почитайте, как после этого их обтирали-массировали-смазывали, если предварительно перед этим было невозможно отмокнуть как следует в купальне. Наверняка грязнули были, но они и сейчас есть. Что совсем не значит, что все население поголовно грязью покрыто.

2. К женам «благородные рыцари» относились как к собственности, били и ни в грош не ставили

Бывало, несомненно. Как и в наше время.

Но вот насколько это считалось допустимым? Ведь феодальные браки были, по большей части, политическими. За каждой женщиной стояла ее родня, и над всеми стояла церковь. Несомненно, что были измены, была холодность между супругами, была отчужденность - в ряде случаев. По большей же части, девушки воспитывались с раннего возраста в полном осознании своего долга перед родом, и делали все, чтобы ужиться с мужем и новой родней. Ну не были они киношными царевнами из хрустальных башен. Их учили ухаживать за ранами, управлять хозяйством замка, помогать при родах, прясть, шить, обращаться с детьми, разбираться очень во многом. Чаще всего, девушки тоже обучались, как минимум, читать и писать, и неплохо разбираться в арифметике. Мужчины не участвовали в сложных бытовых делах своих поместий, это была обязанность хозяйки. Условия жизни в замках были таковы, что девушки видели с детства, как живут, любят, рождаются, умирают. Иллюзий в отношении жизни у средневековых барышень не было. И у них были их моменты...


3. Все Средневековье воняло дерьмом

Действительно, чем пахло средневековье? Я была на выставке, где видела своеобразную инсталляцию по теме. В зале стоял ряд больших кувшинов, закрытых. Идя от кувшина к кувшину, и поднимая крышки, я чувствовала то запах колесной мази, то жасмина, то канализации, то роз, то горячего хлеба, то гнили, то пряного мяса, то пыли. В Средневековье было много запахов.

4. Люди не мылись, жили вшиво и грязно.



Люди всегда знали о чистоте и всегда стремились к чистоте. Если какая-то хирургия была еще в каменном веке, и, судя по тому, что пациенты выживали, не такая уж и примитивная, то было и понятие о чистоте и гигиене. Я уже столько доказательно писала об этом, подойдя к вопросу через историю медицины, что повторяться и не хочется. Нельзя, все-таки, не задуматься о том, как жили те, кто не был ни благороден, ни богат. То есть, о подавляющем большинстве населения, которое, к тому же, было неоднородным. Думаю, это - отдельный вопрос, ведь мало где сохранились описания быта простонародья. Но наверняка можно что-то вытащить, для общего представления.



5. Медицины, как таковой, не было

Опять же, это неправда. Была, и довольно успешная, и вполне применимая по сей день. Были попытки охватить большую часть населения, контролировать профессиональность практикующих врачей, были попытки привести к знаменателю санитарную составляющую здоровья, а уж о конкретных достижениях довольно много здесь писалось.



6. Христианство сгубило гигиену и откинуло медицину на века назад

то - очень спорное утверждение. Я писала и приводила примеры, что многие врачи были канонизированы, что, как минимум, один из пап был врачом, что монахи и монахини писали серьезные труды по естественным наукам, в том числе и по медицине. Фактом остается то, что изучение анатомии действительно встретило противодействие церкви, и на это у церкви была своя причина: дословное понимание того, что тело христианина должно быть захоронено в максимально целом виде, чтобы он смог восстать в день Страшного Суда. Как ни удивительно, я сталкивалась с этим представлением у вполне адекватных людей и в наши дни. Просто вопрос смерти, и того, что произойдет "потом", имеет очень важное значение почти для каждого.



Напрашивается мысль, что церковники, столь трепетно относящиеся к тому, что создано по образу и подобию Бога, просто не могли призывать ни прихожан, ни своих служителей относиться к этому образу и подобию без должного уважения. Совсем другое дело, что любая идеология имеет тенденцию искажаться. Также нужно взять во внимание те изменения в институте церкви, которые начали происходить уже в Средние века. И нельзя забывать человеческий фактор, то, как далеко может зайти человек в желании обеспечить себе вечную жизнь. Вот здесь имели место быть какие угодно истязания плоти и обеты. Логикой это явление не понять.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет